Вторник
19.09.2017
14:50
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Праздничное агентство "КОЛИБРИ" г.Выкса
живая открытка,
ростовые куклы, детские праздники и выпускные, бумажное шоу, промо-акции, Дед Мороз и Снегурочка, танцевальное шоу "Дежавю",
стрип-пластика
Главная Регистрация Вход
Полезные статьи »
Меню сайта

Категории раздела
Времена года [65]
Домоводство [84]
Друзья наши меньшие [45]
Кулинария [88]
Мужчина и женщина [64]
Полезные советы [134]
Праздники [201]
Рукоделие [198]
Секреты красоты [61]
Танцы [24]
Твой стиль [21]
Фоны, шаблоны, картинки [28]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Праздники

Праздники / Персонажи. Снегурочка

Образ Снегурочки уникален и существует только в русской истории. Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ну очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку, как внучку

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет женских персонажей, с такими же чертами характера, как и у Снегурочки, да еще имеющего «мужского» напарника, такого как Дедушка Мороз. Да и в принципе героинь такого плана в мире насчитывается немного, это только Маланка, участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе, св. Катерина и св. Люция, выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц и итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки. 
Снегурочка всегда воспринималась как положительный персонаж. Классическая версия о происхождении и образе жизни Снегурочки заключается в ее безгреховном существовании. Снегурочка живет с Дедом Морозом и весь год они при помощи лесных зверушек готовятся к предстоящему Новому году: мастерят подарки и следят за поведением детей (потому что если ребенок плохо себя вел в течение года, подарок он, соответственно, не получает). Она персонаж, отдавший все свое существование, причем, судя по внешнему облику, вечное, на помощь Дедушке. Ведь как бы он справился с такой необычайно тяжелой ношей, если бы не она?
Образ Снегурки формировался веками. Сначала среди русских народных произведений литературы появилось много сказок о героине Снегурочке. Потом сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867 год).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н. Афанасьева, пишет пьесу, столь известную и любимую русским народом, - «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Внешне она предстает в произведении как прекрасная бледная светловолосая девушка, одета она в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Весь этот облик представляет зиму с ее белоснежностью снегов и холодом морозов. Весенняя же сторона характера героини представлена ее необыкновенной эмоциональностью и стремлением познать человеческие чувства, хоть и губительные для нее. Что удивительно, первоначально пьеса не имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело написанной. Но это было только поначалу...

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе, которая при первом прочтении ему тоже не понравилась, а потом захватила, одноимённую оперу, которая имела громадный успех. 

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. Но в это время в роли ведущей Снегурочка еще не выступала, а была всего лишь сопутствующей героиней.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. Очень важен именно тот момент, что Снегурочка – посредник, потому что Дед Мороз так и остался неким персонажем, не столь человечным, нежели Снегурочка, но вместе с тем все равно горячо любимый детьми. 

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Ну а в настоящее время Новый год немыслим без Снегурочки, как и без елки, Деда Мороза и салата оливье.
Снегурочка – дух природы. Как правило, в сказках Снегурочка – сделанная из снега и ожившая девочка. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). По одной из легенд, Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Родиной Снегурочки является г.Кострома, а альтернативой ее происхождения является костромская легенда. По мнению некоторых исследователей русского фольклора, сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы.

И, значит, можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки. Она и есть та самая Снегурочка. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре. Поскольку Снегурочка сделана из снега, то можно утверждать, что она была олицетворением зимы, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. 

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Нельзя забывать о том, что заложный покойник является одной из разновидностей умершего предка, почитаемого вне зависимости от того, добрый он или злой. Только после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы.

Достоверно не известно, какую богиню представляла собой Кострома, враждебную ли или наоборот, помогающую людям. Ее характеристика в качестве заложного покойника соответствует сущности, враждебной живым людям, но тот факт, что ее или сжигали на костре, или топили в реке, может означать, что она возрождающееся доброе божество, такое как, к примеру, египетский Осирис. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом, постепенно превратившимся в наивную и крайне положительную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер.
В сторону Снегурочки сыпалась масса критики, что характерно для любого интригующего произведения, ставящего вечные неразрешимые вопросы. Отклики на музыкальное сопровождение пьесы были разноречивыми. Некто П. Акилов в «Театральных заметках» замечал, что музыка к «Снегурочке» монотонна «до усыпления». Банальность и аляповатость, отсутствие изящества и вкуса обнаружил в музыке П.И. Чайковского Цезарь Кюи. Возможно, такому впечатлению способствовало отвратительное исполнение музыкальных номеров оркестрами.
Но сегодня вышеприведенные оценки отошли в разряд исторических казусов. Солнечная музыка к весенней сказке А.Н. Островского не может не вызывать положительных эмоций. Не случайно П.И. Чайковский определял свой замысел так: «В этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение».

В 1900 г. также легко и радостно свой вариант музыки к спектаклю «Снегурочка» написал А.Т. Гречанинов. Премьера состоялась 24 сентября 1900 г. во МХАТе.

Н.А. Римкий-Корсаков, написавший оперу «Снегурочка» отмечал легкость написания произведения и наполненность самобытным настроением, пребывая при этом в некой деревне. Он описывал это так: «Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес "Волчинец” – заповедным лесом; голая Копытецкая горка – Ярилиной горой… <…>. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как "Снегурочка”». Музыка Н.А. Римского-Корсакова пронизана благоуханием весны, теплом и светом, согрета песенными народными мотивами. Первое представление оперы состоялось 29 января 1882 г. в петербургском Мариинском театре. 8 октября 1885 г. «Снегурочка» была поставлена в Москве на сцене Частной русской оперы С.И. Мамонтова. Эта постановка примечательна великолепным художественным оформлением, осуществленным В.М. Васнецовым, И.И. Левитаном и К.А. Коровиным. Опера Н.А. Римского-Корсакова с успехом шла в лучших российских театрах, а уже в конце 1960-х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году.

Съемки фильма проходили под Костромой, Родиной Снегурки. На окраине города был сооружен Берендеев посад: рубленые лубочные домики берендеев, островерхий дворец царя Берендея.

После завершения съемок Берендеев посад было решено не разбирать. Сегодня парк «Берендеевка» - одно из любимых мест отдыха костромичей.

Категория: Праздники | Добавил: Снегурочка (12.11.2013)
Просмотров: 793 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Мы в социальных сетях
  • Наш сайт
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Мой Мир
  • УouTube Праздничное агентство "Колибри"
  • УouTube Танцевальное шоу "Дежавю"
  • УouTube Стрип-пластика в Выксе